Центр цифровых технологий управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
Миссия центра:
стать ведущим центром компетенций в области технологий информационного моделирования на объектах транспортной инфраструктуры
Цели и задачи:
  • Проведение научно-исследовательских работ и подготовка кадров в области цифровых технологий на транспорте
    • управление жизненным циклом объекта строительства на транспорте
    • создание интегрированных продуктов для решения задач по информационному моделированию
    • технологическая поддержка проектов: «умный город», «умный транспорт»
    • разработка исходных данных для автоматических систем в строительных машинах и оборудовании
    01
  • Проведение научно-исследовательских работ и подготовка кадров в области развития технологий информационного моделирования транспортной инфраструктуры
    • разработка и реализация образовательных программ в сфере BIM-технологий на транспорте
    • интеграция образовательных программ с международным стандартом buildingSMART Alliance и ISO
    • развитие базы данных по информационному моделированию на транспорте, поддержка справочника Rail-Info
    02
  • Проведение научно-исследовательских работ и подготовка кадров в области развития
    и внедрения инновационных технологий транспортной инфраструктуры
    • параметризация базы данных технологий информационного моделирования на транспорте
    • развитие имитационного моделирования данных и объектов на транспорте
    • технологическая поддержка развития ГИС на транспорте
    • разработка стандартов, регулирующих инновационную деятельность
    03
Деятельность центра
Круглый стол: BIM-образование на транспорте
20 ноября, в рамках «Транспортной недели - 2020» состоялось дистанционное заседание круглого стола, посвященное вопросам развития BIM в России. Был рассмотрен опыт реализации BIM-образования за рубежом. В ходе обсуждения были поставлены важные вопросы: Чему учить специалистов в сфере BIM-технологий на транспорте? Какой спецификой обладает BIM-образование на разных этапах жизненного цикла? Были также рассмотрены особенности BIM-образования в разных отраслях.
В ходе мероприятия также состоялась презентация Центра цифровых технологий управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры
Запись панельной дискуссии
Видео от 20 ноября 2020 года
Тезисы конференции
  • Король Марина Георгиевна
    Заместитель председателя buildingSMART Russia
    Конвергенция предметных областей - строительной отрасли, производства и ИТ; создания объектов, эксплуатации капитальных активов. Вышеупомянутое ставит перед технологией информационного моделирования беспрецедентные задачи и дает большое пространство для формирования новых принципов работы и подходов
  • Покусаев Олег Николаевич
    Руководитель рабочей группы InfraRoom buildingSMART Russia
    Нормативно-творческая деятельность отстает от развития новых технологий, в частности BIM-технологий. Необходимо научиться вписываться в существующие стандарты, при этом создавая новые
  • Семочкин Александр Владимирович
    Директор ЦТУЖЦТИ
    В настоящее время наблюдается высокая степень присутствия BIM-лабораторий в зарубежных академиях и ВУЗах. Образовательные программы бакалавриата за рубежом направлены на обучение базовым компетенциям в сфере BIM-технологий, в то время как, магистерские программы обучают управлению проектами с упором на отраслевую специфику. Академии в США, Европе и странах Азии уже на протяжении десятилетий являются центрами компетенций в сфере технологий информационного моделирования и цифровых технологий
  • Кубанская Ольга Олеговна
    Исполнительный директор «НАИКС»
    В 2017 году на базе Национальной Ассоциации Инженеров Консультантов в Строительстве было создано российское отделение buildingSMART. Важным результатом работы российского представительства стал запуск в России программы подготовки к профессиональной международной сертификации buildingSMART и открытие учебных центров совместно с ведущими ВУЗами страны
  • Муравьева Светлана Сергеевна
    Заместитель начальника департамента капитального строительства ОАО «РЖД»
    BIM-технологии должны поддерживать сквозной процесс работы не только представителей инженерно-строительных профессий, но и экономистов, сметчиков, специалистов по закупкам, в частности работников служб заказчика.
  • Никульцева Александра Николаевна
    Президент «BIM-Ассоциация»
    Профстандарт является фундаментом для развития отраслевых стандартов, подготовки специалистов нового уровня, и образовательных подходов в сфере BIM-технологий
  • Землянская Алла Дмитриевна
    Технический эксперт направления «Инфраструктура» AUTODESK Russia
    Вопросы прикладного образования и профессиональной сертификации являются важнейшими в международной повестке. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, развитие технологий приводит к тому, что к 2025 году около 40% специалистов будут вынуждены пройти переквалификацию, работодатели признают ценность инвестиций в человеческий капитал и рассчитывают в течение одного года получить возврат инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию сотрудников. Трансформация запроса отрасли к профессиональному образованию привела к тому, что Autodesk пересматривает свой подход, прежде ориентированный на получение навыков работы в программных продуктах, и предлагает рынку обновлённую программу сертификации, построенную на новых ролях участников BIM-процесса
  • Миронюк Виталий Петрович
    Заместитель директора по инновационному развитию ФАУ «РОСДОРНИИ»
    Автодорожной отрасли, естественно, интересен зарубежный опыт и особенности сегментации магистерских программ и бакалавриата, но также необходимо учитывать российскую специфику, в том числе практику комплексных проектных институтов, когда процессы командной работы и увязки проектных решений применялись с середины 70 –х годов прошлого века. Соответственно данная практика должна учитываться при внедрении ТИМ. Предполагается, что слушателями разработанного курса будут выступать специалисты производственно-технических отделов Федерального дорожного агентства. Данный курс обучения состоит из двух блоков, один из которых - базовый курс buildingSMART, и другой соответственно представлен с учетом отраслевой специфики применения ТИМ в дорожном хозяйстве. Отраслевой сегмент необходимо развивать, дополнять и корректировать с учетом практики применения технологии при сопровождении процессов жизненного цикла автомобильной дороги
  • Усов Илья Николаевич
    Руководитель рабочей группы по терминологии и описанию свойств продукции в строительстве ProductRoom buildingSMART Russia, руководитель BIMLIB
    В вопросе отраслевого образования должен быть сделан упор на специфику моделируемой информации - кто функциональный заказчик, для кого выполняется данная работа. В международном опыте много наработок по BIM-технологиям, но важно не забывать про отличия в методах управления проектами за рубежом и в России, и учитывать специфику отечественной нормативно-технической базы
  • Манин Петр Андреевич
    Член ТК 465 Минстроя РФ по внедрению BIM, сооснователь «Лидеры BIM»
    В России существует острая проблема дефицита BIM-специалистов в условиях уже повышенного спроса на рынке труда. С учетом этого необходимо развивать образование в части подходов информационного моделирования в ВУЗах по всей стране: необходима воля сверху (Минобрнауки), наличие обязательной программы и повсеместная реализация на местах (не только лидеры)
Общие итоги
  • 1
    BIM-технология является «сквозной» для различных отраслевых организаций и профессий - экономистов, проектировщиков, строителей, эксплуатантов.
  • 2
    Несмотря на общую методологическую основу в каждой конкретной специальности должна присутствовать узкая методика, подходы
    и стандарты.
  • 3
    Для России технология информационного моделирования новая. Зарубежный опыт необходимо впитывать, участвовать в обмене знаниями, взаимодействуя с ассоциациями, аккумулирующими инновации в данной сфере. Также очень важно изучать и интегрировать международные программы сертификации специалистов и профессиональные стандарты.
  • 4
    Необходимо разрабатывать документы, помогающие ВУЗам выстраивать отношения с предприятиями и отраслевыми компаниями. К вышеупомянутым относятся: профстандарты, технологические стандарты, отраслевые методики и стандарты обмена данными, в том числе и зарубежные.
  • 5
    В процессе формирования технологии информационного моделирования в нашей стране важна открытость к становлению новой терминологии, базы знаний в сфере BIM-технологий,
    в частности с учетом зарубежного опыта.
  • 6
    Образование должно впитывать в себя результаты исследований. Важно активное участие университетов в научной повестке, исследованиях, пилотных проектах и научно-исследовательских процессах.
  • 7
    Необходимо уже сегодня начинать готовить кадры, запускать программы высшего и дополнительного профессионального образования и вносить корректировки в процессе их внедрения и реализации.
Александр Сёмочкин
Директор ЦТУЖЦТИ
Образование:
  • Московский Архитектурный Институт (МАРХИ) Аспирант 2-ого года обучения, заочная форма
  • Иллинойский Институт Технологий (IIT) Магистр Архитектуры, 2013 г.
  • Московский Архитектурный Институт (МАРХИ) Бакалавр Архитектуры, 2010 г.
Членства и аккредитации:
  • Действительный член Союза Архитекторов России
  • LEED-специалист (по 2017 год)
Опыт работы:
  • Руководитель BIM-направления РОАТ (РУТ МИИТ)) (сентябрь 2020 года
    по настоящее время)
  • Начальник управления инновационных технологий ООО «ТрансПроект»
  • (с ноября 2018 года по настоящее время)
  • Вице-президент «BIM-Ассоциации» (с января 2019 по август 2020 гг.)
  • Главный архитектор Департамента Продукта ГК ПИК (с февраля 2017 г.
    по ноябрь 2018 г.)
  • Руководитель группы разработки высотных зданий, bKL Architecture
    (с 2014 по 2016 гг.)
  • Ведущий архитектор Adrian Smith (Grade Level D) + Gordon Gill Architecture
    (с 2016 по 2017 гг.)
  • Архитектор (Architectural Assistant), Skidmore, Owings & Merrill (с 2013 по 2014 гг.)
Ключевые сотрудники
  • Куприяновский Василий Павлович
    Заместитель директора Научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Российской открытой академии транспорта
    Куратор научно-исследовательской деятельности ЦТУЖЦТИ
  • Бугреев Николай Викторович
    Заместитель директора Российской открытой академии транспорта
    по дополнительному профессиональному образованию

    Куратор программ профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования
BIM лаборатория
В рамках проекта «Высшая Инженерная Школа»
  • Подготовка образовательных материалов и методических пособий
  • Проведение практических семинаров по применению технологий информационного моделирования
  • Выполнение научно-исследовательских работ
  • Проведение тестирований и итоговых аттестаций учащихся
  • Выполнение иных работ по информационному моделированию для реализации образовательных программ и участия в научно-исследовательских работах
  • Разработка библиотечных элементов и методических пособий по их применению
  • Разработка информационных моделей