ИСТОРИЯ АКАДЕМИИ
ВЗИИТ — РГОТУПС — РОАТ
ИСТОРИЯ
ПРИКАЗ О СОЗДАНИИ ИНСТИТУТА "ВЗИИТ"

ВЗИИТ организован в городе Москве с 1 апреля 1951 года на основании Распоряжения Совета Министров СССР от 7 марта 1951 года.

В послевоенные годы особенно ощущалась нехватка высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта. Требовалась такая система высшего образования, которая могла бы максимально обеспечивать тесную связь обучения с производством. Таким центром стал Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ), позже Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС).

В год открытия институт организовал три факультета, 13 кафедр и набрал на первый курс 1704 студента.


ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ И НОВЫЙ СТАТУС

В 1995 году институт получил статус университета. Вполне логичное решение, учитывая роль вуза в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов нашей сложнейшей отрасли. Тем более что научный потенциал Российского государственного открытого технического университета путей сообщения весом как никогда. У нас работают 10 академиков России, свыше 40 профессоров, докторов технических наук.


АКАДЕМИЯ СЕГОДНЯ

Потребность в кадрах для железнодорожного транспорта поставила перед Министерством транспорта задачу по созданию на базе вузов МПС крупных университетских комплексов.
В связи с этим в соответствии с приказом Росжелдор от 27.02.2008 г. №63 "О реорганизации подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта государственных образовательных учреждений, подлежащих реорганизации в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 07.12.2006 г. №1691-р, от 28.12.2006 г. №1851-р и от 14.11.2007 г. №1608-р", государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный открытый технический университет путей сообщения реорганизовано путем присоединения к МИИТ с образованием на его основе структурного подразделения университета — Российская открытая академия транспорта (РОАТ МИИТ). В 2017 году МИИТ был переименован в Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)). Сегодня в РОАТ можно получить образование по 50 программам высшего образования и программам дополнительного профессионального образования.
РУКОВОДИТЕЛИ
ВЗИИТ — РГОТУПС — РОАТ
  • Бочаров Николай Филиппович

    1951 — 1953
    Первый начальник (ректор) института, генерал-директор тяги III ранга, кандидат технических наук, доцент. В 1930 году окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер паровозного хозяйства, затем аспирантуру. После успешной защиты диссертации работал заместителем начальника института по учебной и научной работе, вначале Ростовского, а затем и Томского транспортных институтов. С 1936 года в течение 9 лет Н.Ф. Бочаров возглавлял Московский электромеханический институт (МЭМИИТ). Одновременно работал заместителем начальника технико-экспертного отдела МПС и заведующим кафедрой "Общий курс железных дорог". После окончания войны находился на руководящей и преподавательской работе в Академии железнодорожного транспорта и в МИИТе, а начиная с 1951 по 1953 год начальником ВЗИИТа. По состоянию здоровья с марта 1953 года перешёл на преподавательскую работу и вышел на пенсию в этом же году. За успешную подготовку инженерных кадров для железнодорожного транспорта Н.Ф. Бочаров был награждён орденом "Знак почёта" и медалями, дважды удостаивался звания "Почётный железнодорожник".
  • Быков Александр Петрович

    1953 — 1958
    Второй начальник (ректор) ВЗИИТа, кандидат технических наук, доцент.
    Родился Александр Петрович в 1907 году. С 13 лет начал трудовую деятельность — слесарь на железной дороге, одновременно учился на рабфаке Московского электро-механического института инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТа), который закончил в 1934 году по специальности инженер-энергетик. В 1938 году поступил в аспирантуру и в 1941 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1953 года и до конца жизни его судьба оказалась неразрывно связанной с ВЗИИТом. Начальник института (1953–1958 гг.), заведующий кафедрой "Электротехника" (1958–1972 гг.), декан Электротехнического факультета (1965–1975 гг.). С 1975 года Быков Александр Петрович - персональный пенсионер Республиканского значения и доцент кафедры "Электротехника" до 1988 года. "Почетный железнодорожник". Занесён в Книгу почёта института.
  • Чумаченко Гавриил Алексеевич

    1958 — 1963
    Кандидат технических наук, доцент. Потомственный железнодорожник. С 15 лет начал работать в паровозном депо станции Кавказская. За успешную работу был направлен на учебу в Ленинград на рабфак, а затем в институт. В 1931 году после окончания с отличием ЛИИЖТа, был оставлен в аспирантуре, которую успешно окончил и был направлен в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, где занимал должности руководителя кафедры, заместителя начальника, затем начальника ДИИТа.
    С 1940 года Гавриил Алексеевич на руководящей партийной работе: первый секретарь райкома КПСС, секретарь обкома КП (б) Украины по транспорту, заведующий транспортным отделом ЦК КПСС, заместитель секретаря ЦК КП Украины по транспорту. С 1951 по 1958 год работал заместителем министра и начальником Политуправления МПС, начальником МТЭИ, а с 1958 по 1963 год — начальником (ректором) ВЗИИТа. Большой и многолетний труд Гавриила Алексеевича был высоко оценен правительственными наградами - орденами: Отечественной войны I степени; Трудового Красного Знамени; Знак Почета; четырьмя медалями и знаком "Почетному железнодорожнику".
  • Робель Роман Иванович

    1963 — 1975
    Генерал-директор 2-го ранга, доцент, крупный специалист в области эксплуатации железнодорожного транспорта. Трудовую деятельность Роман Иванович начал рабочим в 1926 году в депо Ленинград. Одновременно учился на рабфаке. В 1934 году успешно окончил ЛИИЖТ. По окончании института работал: инженером станции, начальником Управления движения МПС, начальником Главного управления учебными заведениями МПС, заместителем министра путей сообщения, начальником Научно-технического совета МПС, а с 1957 по 1962 годы — в должности заместителя председателя Международного Комитета по железнодорожному транспорту организации содружества железных дорог социалистических стран. По возвращении в 1962 году из-за границы был назначен проректором по научной работе ВЗИИТа, а с января 1963 года — ректором. За 12 лет работы ректором под его непосредственным руководством непрерывно совершенствовалась учебно-методическая и научная работа. За эффективное руководство ж-д. транспортом был награжден 5-ю орденами и многими медалями. Дважды награжден знаком "Почетному железнодорожнику".
  • Захаров Владимир Васильевич

    1975 — 1985
    Доктор технических наук, профессор. Автор более 70 печатных работ. После окончания в 1943 году с отличием Новосибирского института военных инженеров, участвовал в составе фронтовых экспедиций в организации и проведении проектирования и восстановления железных дорог, мостов и гражданских сооружений. После окончания войны работал ассистентом на кафедре "Мосты и тоннели" НИВИТа. С 1950 по 1965 годы — младший, а затем старший научный сотрудник Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. С января 1966 года работал в должности и. о. профессора, а с 1967 года — профессором кафедры "Строительная механика" и деканом Общетехнического факультета ВЗИИТа. В 1968 году был избран заведующим кафедрой, которой руководил до 1992 года в связи с выходом на пенсию. Заслуженный деятель науки и техники В.В. Захаров награжден орденом Отечественной войны и рядом медалей, а также знаком "Почетному железнодорожнику".
  • Демченко Анатолий Тимофеевич

    1985 — 2007
    Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик Академии транспорта РФ, академик Международной академии информатизации. В 1969 году с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности "инженер-электромеханик". После окончания института до 1977 года работал в Академии коммунального хозяйства, а с 1977 года перешел во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ), с 1995 года — РГОТУПС, где прошёл путь от старшего научного сотрудника до ректора. Анатолий Тимофеевич является крупным ученым в области электрификации железных дорог, развития скоростного железнодорожного транспорта. Автор принципиально новой контактной подвески, обеспечивающей скоростное движение электропоездов в сложных эксплуатационных условиях, имеет свыше 100 научных и учебно-методических работ, более 50 авторских свидетельств на изобретения, многие из которых запатентованы за рубежом. Награжден золотой медалью ВДНХ, знаком "Изобретатель СССР" и знаком "Почетному железнодорожнику".
  • Апатцев Владимир Иванович

    2007 — 2020
    Доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
  • Покусаев Олег Николаевич
    2020 — 2024
    Кандидат экономических наук
    Директор научно-образовательного центра "Цифровые высокоскоростные транспортные системы"
    Доцент кафедры "Высокоскоростные транспортные системы"
  • Горелик Александр Владимирович
    2024 — по настоящее время
    Доктор технических наук, профессор
    Заведующий кафедрой «Системы управления транспортной инфраструктурой»