Кафедра
Нетяговый подвижной состав

Сергеев Константин Александрович
Заведующий кафедрой, профессор,
доктор технических наук

Телефон: +7 (495) 649-19-00
добавочный: 2-59

E-mail: vagon77@yandex.ru

Кафедра сегодня
В настоящее время кафедру "Нетяговый подвижной состав" возглавляет доктор техн. наук, доцент Сергеев Константин Александрович, специалист в области автоматизации технологических процессов на предприятиях вагонного хозяйства. Под его руководством ведутся научно-исследовательские работы в области разработки АРМов, компьютерных и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств, САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий.

За период существования кафедры, с 1963 г. защитили кандидатские диссертации более 20 аспирантов, в том числе два — из Болгарии.
История кафедры
В 1963 г. была создана кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство" путем выделения ее из кафедры "Подвижной состав и тяга поездов".

Кафедру возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р. техн. наук, профессор Валентин Макарович Казаринов, который с 1963 по 1976 гг. был в ЦНИИ МПС руководителем отделения автотормозного хозяйства. Его исследования и разработки явились большим вкладом в технику тормозных устройств железнодорожного подвижного состава. Автор более 100 научных работ. Научные труды В.М. Казаринова получили широкую известность у специалистов Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии.

В.М. Казаринов уделял большое внимание вопросам становления кафедры, формирования ее штатного состава. Ряд опытных специалистов пришли с производства — Тимофей Емельянович Малий на должность доцента; Р.С. Сорокина на должность ассистента. Другие сотрудники были приглашены из МИИТа: канд. техн. наук Василий Афанасьевич Петров — на должность доцента; Борис Нилович Покровский — на должность ассистента. Лаборантский состав кафедры был представлен старшим лаборантом Л.П. Логвиновой, проработавшей на кафедре все время с момента основания до 1970 г.

В общей сложности под руководством заведующего кафедрой профессора Казаринова В.М. было подготовлено 15 кандидатов и несколько докторов технических наук. В 1975 г. на кафедру пришли молодые ученые: Борис Васильевич Смагин, Константин Александрович Сергеев, Валерий Евгеньевич Новиков.

На посту заведующего кафедрой профессора В.М. Казаринова сменил в 1976 г. канд. техн. наук, доцент Б.Н. Покровский. Он работал в этой должности до 1996 г.

Начиная с 1976 г. коллектив кафедры много работал над созданием собственной лабораторной базы. Она была реализована по специальным проектам на базе стационарных вагонов-лабораторий, расположенных на территории станции "Подмосковная":
  • по холодильному оборудованию изотермического состава (АРВ);
  • по электрооборудованию вагонов и автоматизации их ремонта (пассажирский ЦМВ);
  • по автоматическим тормозам вагонов и локомотивов (пассажирский ЦМВ).

В 1988 г. кафедра была реорганизована и стала называться "Вагоны и технология конструкционных материалов".

Влившаяся в состав кафедры в 1988 г. кафедра "Технология металлов" в своем составе имела трех штатных преподавателей — доценты Александр Андреевич Сверлов (заведующий кафедрой), Ольга Гавриловна Ткаченко, Михаил Сергеевич Хлебников. В конце 1963 г. пришел выпускник аспирантуры МИИТа Евгений Георгиевич Зарембо.

В 1965 г. кафедру возглавил д-р. техн. наук, профессор Виктор Михайлович Шестопал, автор около 200 печатных трудов и ряда монографий, переведенных на японский и некоторые европейские языки. Опытный педагог и ученый, изучавший литейное дело в США, В.М. Шестопал подготовил 10 кандидатов и 2 докторов технических наук, неоднократно выезжал за рубеж для участия в конференциях и симпозиумах. Удостоен звания почетного доктора наук Фрайбергской горной академии (Германия). Усилиями В.М. Шестопала, коллектива кафедры и при поддержке декана В.А. Петрова были созданы две лаборатории: стационарная — в институте и передвижная — в вагоне. Позднее была организована стационарная лаборатория в Воронежском филиале при участии доцента Юрия Ивановича Краснова.

В 1981 г. на должность заведующего кафедрой "Технология металлов" был избран д-р. техн. наук, профессор Иван Дмитриевич Кулагин. По его инициативе была создана лаборатория технологии материалов при вагонном депо Белорусская для ведения занятий по новому учебному плану. Были активизированы научные исследования кафедры в области восстановления и упрочнения конструктивных элементов и деталей подвижного состава методами газотермического напыления и дуговой обработки.

По итогам НИР профессор И.Д. Кулагин, канд. техн. наук А.П. Боржов, доцент Ю.И. Краснов в 1987 г. были награждены бронзовыми медалями ВДНХ.

В 1996 г. кафедру возглавил канд. техн. наук, доцент Валерий Евгеньевич Новиков.
Основные задачи, которые были поставлены перед кафедрой, это:
  • компьютеризация учебной работы и НИР;
  • активизация работы кафедры по линии Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО).

Штат кафедры в этот период состоял из 9 преподавателей, из них 7 — кандидаты техн. наук, доценты: В.Е. Новиков, Б.Н. Покровский, Б.В. Смагин, К.А. Сергеев, Е.Г. Зарембо, Ю.И. Краснов, В.В. Барышников, старшие преподаватели: канд. техн. наук Т.Г. Чернова, В.В. Бенешевич. Полностью укомплектован был лаборантский состав — П.В. Еремин — заведующий лабораториями, А.А. Есипова, И.В. Макаревская — лаборанты.

С 2000 года по настоящее время кафедру возглавляет д-р техн. наук Сергеев Константин Александрович, специалист в области технологической подготовки производства на предприятиях по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог. Под его руководством ведутся научно-исследовательские работы в области разработки АРМов, компьютерных и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств, САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий, мониторинга технического состояния вагонов и их составных частей.

В 2009 г. кафедра была реорганизована и стала называться "Нетяговый подвижной состав".

За период своего существования кафедра выпустила более 4500 специалистов по профилю инженер-механик для организаций и предприятий вагонного и пассажирского хозяйств МПС, а также для вагоноремонтных заводов. В их числе А.М. Ножевников, долгие годы работавший заместителем начальника Главного управления вагонного хозяйства МПС; В.М. Верховодько — Герой социалистического труда, работавший начальником вагонного депо Люблино; О.И. Богинский, возглавлявший службу вагонного хозяйства Московской ж.-д.; В.М. Ульяновский, работавший заместителем начальника Северной ж.-д.; В.Д. Шпади, работающий директором по развитию Союза операторов ж.-д. транспорта; С.В. Ковров, возглавлявший Самарский филиал ОАО "Федеральная пассажирская компания"; А.И. Шугуров, возглавлявший Горьковский филиал ОАО "Федеральная пассажирская компания"; С.Б. Щукин, работавший заместителем службы вагонного хозяйства Северной ж.-д. — число примеров может быть значительно расширено и, как видно, они охватывают практически все уровни и подразделения вагонного и пассажирского хозяйства.

Большинство выпускников кафедры поддерживают с ней активную связь, консультируют дипломников, внедряют их разработки на предприятиях. Подобное сотрудничество идет на пользу, как производству, так и кафедре, поэтому в планах кафедры предполагается его развивать.

Научная работа кафедры направлена на совершенствование технического обслуживания и ремонта вагонов в депо и на ПТО. Кроме госбюджетной тематики выполняются хоздоговорные научные разработки по заявкам предприятий. На кафедре за весь период ее существования защищены 22 кандидатские и одна докторская диссертации. В настоящее время подготовлена к защите еще одна кандидатская диссертация. Кроме того, четыре аспиранта кафедры работают над диссертациями.
Кафедра продолжает активно работать по линии дополнительного профессионального образования — повышение квалификации и переподготовка специалистов для вагонного и пассажирского комплексов.
День открытых дверей кафедры
Педагогический состав и сотрудники кафедры
Сергеев Константин Александрович
Заведующий кафедрой
Доцент
Сергей Валерьевич Беспалько
Доктор технических наук
Профессор
Олег Игоревич Мироненко
Старший преподаватель
Богданова Елена Николаевна
Доцент
Козлов Максим Владимирович
Доцент
Кривич Ольга Юрьевна
Доцент
Кузнецов Максим Анатольевич
Доцент
Петров Александр Алексеевич
Доцент
Садыкова Оксана Ильисовна
Доцент
Деятельность кафедры
Деятельность кафедры
На кафедре имеется две учебные лаборатории "Вагоны" и "Конструкция и расчет вагонов", а так же кабинет компьютерных технологий.

Всего кафедра выпустила более 2000 специалистов по профилю инженер-механик. В их числе —
А.М. Ножевников, заместитель начальника Главного управления вагонного хозяйства МПС,
к.т.н. В.М. Верховодько, начальник вагонного депо станции Люблино, Герой Социалистического Труда. Выпускник В.М. Немирко — начальник службы вагонного хозяйства Московской железной дороги, В.И. Кащеев — заместитель начальника Горьковской железной дороги, И.М. Иванов,
И.Г. Федоров, Ю.Г. Рыбаков — начальники вагонных депо Горьковской железной дороги.

Большинство выпускников кафедры поддерживают с ней активную связь, являются общественными консультантами дипломных проектов своих молодых коллег по производству, а также внедряют в депо и на ремонтных заводах новые разработки выпускников кафедры. Общее количество таких разработок превысило 1000.
Документы кафедры
Медиагалерея