Новости академии

Юбилей Академии

Дорогие друзья!

В этом году Российская открытая академия транспорта отмечает 70-летие со дня основания. Этой публикацией мы начинаем серию очерков об истории становления Академии.


Разрешить Министерству путей сообщения организовать в г. Москве с 1 апреля 1951 г. Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта…

Распоряжение Совета министров СССР от 7 марта 1951 г. №2849-р

Москва, Кремль


В послевоенные годы проводились масштабные работы по техническому перевооружению железнодорожного транспорта, внедрению на них новых видов тяги и подвижного состава, автоматизации и механизации производственных процессов. На новой технической основе осуществлялось и строительство железных дорог.
Для выполнения этих задач требовались специалисты, способные грамотно эксплуатировать новую технику, создавать и внедрять новые технологии. Нехватка квалифицированных инженерных кадров была в то время одной из основных проблем железнодорожного транспорта. В те годы специалисты-практики, не имевшие высшего и среднего специального образования, составили 50% инженерно-технического состава.
Выход из сложившейся ситуации был один: организация подготовки квалифицированных инженерных кадров без отрыва от производства. Эту задачу решала система заочного и вечернего образования. И в 1951 году по инициативе министра путей сообщения Бориса Павловича Бещева правительство приняло решение об организации Всесоюзного заочного института инженеров транспорта. Институт был образован на базе Московского электромеханического института инженеров транспорта им. Ф.Э. Дзержинского (МЭМИИТа) и в момент организации не имел своей учебно-материальной базы. Занятия проводились на базе МЭМИИТа, МИИТа, на заводах МПС, в депо.

Первым начальником института был назначен генерал-директор тяги III ранга Николай Филиппович Бочаров. Обучение осуществлялось по 8 железнодорожным специальностям на 3 факультетах: «Электромеханическом», Эксплуатационном» и «Строительном».

В конце 1950-х гг. было принято решение о создании при кафедрах передвижных учебных лабораторий на базе пассажирских вагонов для проведения в них учебной работы на линии. Это был первый и единственный опыт в стране по использованию вагонов-лабораторий в учебном процессе. Передвижные лаборатории позволили приблизить обучение непосредственно к местам производственной деятельности студентов, активизировать их учебную работу. 

А в 1958 году ВЗИИТ обзавелся собственным домом – вузу было передано здание бывшего Московского транспортно-экономического института, в котором находится и по сей день.
В 60-е и 70-е годы продолжалась реорганизация ВЗИИТа, создавались филиалы института с собственными учебными помещениями, лабораториями, общежитиями, штатом преподавателей. Организация филиалов, несомненно, повышала качество подготовки специалистов.

В 80-е годы расширялась сеть учебно-консультационных пунктов и филиалов, создавались новые кафедры, вечерний факультет. В учебном процессе стали применять вычислительную технику и технические средства обучения. Ежегодно для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства ВЗИИТ готовил без отрыва от производства свыше 1000 инженеров и экономистов.

Подготовка кадров для железнодорожного транспорта по заочной форме обучения практически охватила всю территорию Советского Союза. В 1984 году в соответствии с Указанием Министерства путей сообщения СССР ВЗИИТ возглавил работу среди транспортных вузов страны и был преобразован в Научно-методический центр подготовки специалистов с высшим образованием без отрыва от производства.
Институт координировал работу заочных факультетов и отделений транспортных вузов, обеспечивал их методической документацией по всем специальностям подготовки кадров для транспорта, проводил научно-методические конференции. По итогам социалистического соревнования среди 15 вузов Министерства путей сообщения, в 1990 году ВЗИИТу было присуждено первое место и переходящее Красное знамя.
Институт становится крупнейшим центром по заочной форме обучения.

Продолжение следует…