Жизнь академии

Интервью с одной из первых девушек-машинистов Московского Метрополитена

27 июня на кафедре «Системы управления транспортной инфраструктурой» прошла защита выпускных квалификационных работ у группы студентов направления подготовки бакалавриата «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Выпускные квалификационные работы касались различных областей связи, и студенты, окончившие в этом году данное направление, представили их на достаточно высоком уровне подготовки.
Среди студентов данной группы есть много профессионалов в различных областях связи, а порой полученное ранее образование довольно сильно отличается от получаемой специальности. Так, в данной группе закончила обучение в этом году Буравлёва Ольга Олеговна, которую по праву можно назвать одной из первых девушек-машинистов Московского Метрополитена.

Мы взяли у Ольги Олеговны небольшое интервью, попросив ответить на несколько вопросов, поскольку данная профессия является редкостью среди девушек и женщин!

Где вы учились?
По профессии я машинист электропоезда. Нас обучают в корпоративном университете транспорта. Обучение составляло 9 месяцев из-за того, что мы попали в пандемию и учились долгий срок дистанционно.

Почему решили выбрать такую специальность? Это продумано или случайно?
Пошла учиться на машиниста совершенно случайно. Хотелось что-то поменять в жизни, и друг рассказал о наборе в первую женскую группу. Было интересно попробовать, смогу ли я освоить такую сложную профессию. У меня много знакомых парней, кто уже давно работает на этой должности, все очень удивились, когда узнали, что я решилась на это. Мне с детства нравились самолеты, поезда. Хотела стать стюардессой, но в итоге выбрала метрополитен.

Сколько в группе было студентов-девушек?
Наша экспериментальная группа была только из девушек. Нас было всего 25 человек, которые прошли отбор перед тем, как пойти учиться. Первый этап это был психолог и тесты, далее, самое важное, это медкомиссия. У машиниста должно быть отличное зрение и слух. А потом уже само обучение: 1 месяц на помощника, включая двухнедельный наезд в депо, и после экзамены. И 5 месяцев обучение на машиниста, а далее 3х месячный наезд на линии с экзаменами. 

Сложно ли было обучаться?
Учиться было нелегко. К нашей группе было повышенное внимание, постоянно к нам приезжали разные начальники. Даже Собянин С.С. и Ликсутов М.С. приезжали. Самое сложное это было учиться дистанционно в пандемию и потом сдавать экзамены огромной комиссии. Обычно на экзамене у парней присутствует 3 человека в комиссии, а у нас было 8, а то и 10 человек. Начальник метрополитена лично приезжал послушать нас на выпускных экзаменах.

Как вас воспринимали преподаватели, не смущало их, что вы девушки?
Преподавателей тщательно отбирали перед нашим обучением. Не все были согласны с нами работать. Нашей группе подобрали лучших специалистов в своём деле. Для них это был необычный опыт, они всю жизнь обучали парней и привыкли к ним, а с нами уже был совсем другой подход. Потом они привыкли к нам, и было легко.

Тяжело ли было устроиться на работу?
Наша группа была собрана из работников метрополитена. Всех, кто сдал экзамены и получил права, просто перевели в электродепо Фили.

Каков ваш стаж работы в должности машиниста?
Закон, который разрешает женщине работать на данной профессии, вступил в силу 1 января 2021 года. Официально я работаю с 1 января, а если считать наезд, то уже почти 2 года.

Где вы работаете сейчас (и где начинали, если меняли место работы после обучения)?
Я работаю в Метро уже 6 лет. 4 года работала в службе связи электромехаником связи в управлении метрополитена. Далее уже работаю машинистом в депо Фили.

Как вас воспринял коллектив и начальство на работе?
В депо приняли нас хорошо, были и недовольные, конечно. Но их самая малость. Парни, наоборот, обрадовались, что наконец-то к ним пришли девчонки. 
Руководство во всем помогало и отнеслось с пониманием.

У вас принято работать с помощником, как на железной дороге? (если да, то помощник мужчина/женщина и как относится к вам?)
На Филевской линии мы работаем в 2 лица. Это единственная линия, на которой основное средство сигнализации - автоблокировка с защитными участками и автостопами. Именно поэтому работаем с помощником. 
Когда мы только пришли, естественно у нас помощники были парни. Хотя те, кто не сдал экзамен на машиниста, они остались работать помощниками. 
Отношение в коллективе у нас хорошее, познакомилась со многими замечательными людьми. Иногда в кабине провожу с помощником больше времени, чем нахожусь дома. Поэтому приходится находить со всеми общий язык, чтобы было легко работать.
Системы управления транспортной инфраструктурой