Кафедра "Строительная механика, машины и оборудование" в сегодняшнем виде создана 1 сентября 2012 года, путем переименования кафедры "Сопротивление материалов и строительная механика".
История появления кафедры восходит к 1951 году — году основания Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ), в этом же году была образована кафедра "Теоретическая и строительная механика".
В 1957 г. на базе этой кафедры были образованы две самостоятельные кафедры: "Теоретическая механика" и "Строительная механика". В 1993 г. кафедра "Строительная механика" стала называться кафедра "Сопротивление материалов и строительная механика".
С сентября 1951 г. кафедрой заведовал директор-полковник, д-р техн. наук, профессор Иван Владимирович Урбан. И.В. Урбан был награжден знаком "Почетному железнодорожнику", почти 20 лет работал в различных вузах страны. Он выполнял важные работы в области расчета тонкостенных конструкций, результаты которых широко применялись в учебном процессе во всех транспортных вузах.
С 1953 г. кафедру возглавлял д-р техн. наук, профессор Борис Викторович Дидов, и именно благодаря его усилиям произошло становление кафедры в плане разработки учебно-методической литературы и создания лабораторной базы по дисциплине —"Сопротивление материалов". Он автор более 40 печатных работ.
С 1968 по 1988 гг. заведующим кафедрой работал д-р техн. наук, профессор Владимир Васильевич Захаров. В эти годы обновлены задания на контрольные и лабораторные работы, создан комплекс программ и методических пособий для работы студентов на ЭВМ.
С 1989 по 1990 гг. кафедрой руководил известный ученый и педагог в области методов вероятностных расчетов конструкций, д-р техн. наук, профессор Дмитрий Николаевич Соболев.
С 1991 по 2002 гг. кафедру возглавлял д-р техн. наук, профессор, академик Международной академии информатизации Акоп Егишович Саргсян. А.Е. Саргсян — автор более 100 научных и учебно-методических разработок. Он с 1987 г. — член Высшей аттестационной комиссии сначала СССР, затем России. Под его научным руководством 7 человек защитили диссертации и получили ученую степень кандидатов технических наук.
С 2002 по 2012 год заведующим кафедрой был канд. техн. наук, профессор Кузьмин Леонид Юрьевич, он поднял учебно-методическую работу кафедры на новый уровень. При проведении лабораторных работ по дисциплинам "Сопротивление материалов" и "Строительная механика" стали активно использоваться возможности современных средств программирования и вычислительной техники. Под руководством Кузьмина Л.Ю. были разработаны виртуальные лабораторные работы по нескольким дисциплинам, преподаваемым на кафедре, это стало прообразом дистанционных образовательных технологий, которые бурно развиваются в последнее время.
С момента создания на кафедре работали известные ученые в области механики твердого деформируемого тела, опытные и высококвалифицированные преподаватели: д-ра технических наук, профессора Иван Владимирович Урбан, Борис Викторович Дидов, Борис Федорович Горюнов, Владимир Васильевич Захаров, Дмитрий Николаевич Соболев, Акоп Егишович Саргсян, В.Н. Сидоров, Владимир Николаевич Чудин, В.И. Кучерявый; кандидаты технических наук, профессора: Леонид Юрьевич Кузьмин, Валентин Николаевич Сергиенко; кандидаты технических наук, доценты: Степан Андреевич Мосолов, Александр Дмитриевич Кролевецкий, Евгений Михайлович Кушнаренко, Наталья Александровна Соловьева, Михаил Иванович Артамонов, Владимир Владимирович Винель, Сергей Игоревич Казей, Леонид Павлович Бех, Юрий Евгеньевич Лозовцев, В.К. Ломунов, В.Е. Гришунин, О.В. Мкртычев, Г.А. Джинчвелашвили; старшие преподаватели: Виктор Константинович Тимофеев, Ольга Михайловна Портаева, Лидия Григорьевна Цеханова, В.Н. Левицкая, Анатолий Борисович Ягубов, Мария Альбертовна Сухова, Владимир Арсентьевич Землянский, И.М. Кузнецов.
Сегодняшняя кафедра имеет своими прародителями еще несколько кафедр ВЗИИТа, так в настоящее время на кафедре преподаются дисциплины, изначально числившиеся на кафедре "Строительные и дорожные машины и оборудование", которая была образована в 1970 году.
Первым заведующим кафедрой "Строительные и дорожные машины и оборудование" стал д-р. техн. наук, профессор Михаил Федорович Страмоус, который внес огромный вклад в научную и методическую разработку учебных дисциплин кафедры. М.Ф. Страмоус возглавлял кафедру шестнадцать лет. Он подготовил 5 кандидатов наук, имеет несколько изобретений, за что получил 6 медалей ВДНХ: 2 – золотые, 3 –серебряные и одна бронзовая. За активное участие в восстановлении железных дорог награжден знаками "Отличный восстановитель", "Почетному железнодорожнику", Заслуженный строитель РСФСР.
Впоследствии в конце прошлого века к этой кафедре была присоединена кафедра "Технология материалов", которую в разное время возглавляли доценты Свердлов Александр Андреевич, Зарембо Евгений Георгиевич, профессор Кулагин Иван Дмитриевич. Первыми преподавателями кафедры были профессор Юрий Александрович Адрианов (с 1973 г. стал заведующим кафедрой "Теория механизмов и машин и детали машин"), доценты Вукол Вуколович Безпяткин и Марк Иосифович Фрейдлин, старший преподаватель Александр Александрович Иванов.
В последующие годы кафедра пополняется новыми преподавателями, внесшими достойный вклад в становление и развитие кафедры: доцент Эдуард Тимофеевич Лончаков, доцент Евгений Павлович Щеблыкин, доцент Анатолий Николаевич Черкасов.
С 1986 по 1992 гг. кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор, генерал-майор Александр Васильевич Ольшанский. Автор более 100 печатных трудов и изобретений, в том числе 5 учебников и 6 монографий. За участие в создании путепроводочной машины эффективно используемой на БАМе награжден золотой медалью ВДНХ. В эти годы на кафедру пришли работать доценты Валерий Серафимович Соколов (1988 г.), Константин Яковлевич Лесной (1988 г.), Виталий Сергеевич Маляр (1992 г.), заведующий кабинетом Виктор Дмитриевич Савченко (1993 г.).
С 1992 г. кафедрой руководил профессор Соколов Валерий Серафимович, который в 2002 г., возглавил объединенную кафедру "Железнодорожный путь, машины и оборудование".
В 2004 г. кафедру возглавил д.т.н., доцент Сычев Вячеслав Петрович.
В сентябре 2011 года кафедру было переименовано в кафедру "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей".
Для учебного процесса до 2019 г. кафедра имела пять стационарных учебных лабораторий и кабинеты, которыми руководили заведующие лабораторией: Печатнов А.А., Андреев А.Ф., Дроздов М.И., Илюшкина Т.Е., Макеева Л. Е.
С 1991 по 2005 г. на базе кафедры действовал диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям "Строительная механика" и "Строительные конструкции, здания и сооружения". За годы его функционирования 40 человек защитили кандидатские диссертации, а 5 человек — докторские диссертации.
В настоящее время кафедру возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Алексей Алексеевич Локтев, который в 2008 г. пришел на кафедру "Сопротивление материалов и строительная механика", а в 2010 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по специальности "Механика деформируемого тела".
На кафедре осуществляется подготовка студентов-дипломников по специальностям:
- 23.05.06 "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей";
- 23.05.01 "Наземные транспортно-технологические средства".
В настоящее время на кафедре трудятся 33 человека профессорско-преподавательского состава, среди которых можно выделить многих известных и авторитетных специалистов в ряде областей научных знаний.
Многие годы председателем ГАК по специальности "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" являлся доктор технических наук Кузин Эдуард Николаевич. Сейчас эту обязанность выполняет доктор технических наук, профессор Морозов Евгений Михайлович — один из создателей отечественной теории трещинностойсти.
За период существования кафедры издано более 200 учебно-методических пособий. Кафедра участвует в организации ежегодных международных научно-практических конференций "Внедрение передовых конструкций и современных технологий в путевое хозяйство" и "Инновационные технологии в развитии строительства, машин и механизмов для строительства и коммунального хозяйства, текущего содержания и ремонта железнодорожного пути".
Из года в год увеличивается число дипломных проектов, выполняемых по заявкам предприятий. Причем на многих крупных конкурсах дипломные проекты кафедры занимают призовые места.
В июне 2019 года на кафедре организованы новые лаборатории:
- "Машины и механизмы для строительных и ремонтных работ";
- "Строительная механика транспортных сооружений";
- "Верхнее строение железнодорожного пути и путевое хозяйство".