Жизнь академии

«Окно в прошлое» или ностальжи-путешествие в городок, который вдохновляет

Задача всякого образования – приобщение человека

к культурным ценностям науки, искусства, нравственности,

превращение природного человека в человека культурного.

С.И. Гессен

Как философ и историк гуманистической педагогики (=педагогики культуры) С.И. Гессен анализировал такую форму организации творческого образовательного процесса, как «образовательное путешествие»: «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает характер творческого призвания, а круг его общения расширяется, вбирая в себя не только всё нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое, и даже будущее человечество».
Россию часто называют страной малых городов, и именно малые города ещё остаются очагом русской культуры, охранной крепостью русского слова, домом-музеем нашей литературы...

В один из таких «милых сердцу уголков» в «духовное странствие» с целью развития познавательной активности, т.е. увлечённости процессом познания, 19 марта, в свой единственный выходной день, отправилась и команда магистрантов и преподавателей кафедры «Управление транспортными процессами».

Этот городок напоминает приоткрытое окно, заглянув в которое можно попасть в некое безвременье, увидеть жизнь такой, какой она была много-много десятилетий назад. Возможно, именно поэтому по всему городу установили старинные деревянные рамы, через которые можно посмотреть на перспективу города.
Эти места стали источником неиссякаемого вдохновения для многих выдающихся художников, писателей и поэтов: Василия Поленова, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Ватагина, Марины Цветаевой, Константина Паустовского, Николая Заболоцкого, Беллы Ахмадулиной, Владимира Железникова, Святослава Рихтера и других деятелей искусства. Все они отмечали лирическое настроение и необычайную красоту здешних мест: среднерусская природа в своём скромном великолепии, мощная вековая культурная традиция, выросшая на чистоте и искренности пейзажей.
Город с богатой историей, гордо несущий свои титулы: защитник земли русской на протяжении всех своих 777 лет существования; торгово-ремесленный город, и, конечно, дачная столица или «русский Барбизон», как называл его К.Г. Паустовский (по аналогии с популярным среди парижских художников французским городком): «Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. Это город отдыха, но отдыха подлинного, полного. Места здесь поистине прелестны. Этот город давно следовало бы объявить природным заповедником удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы её культурного и морального воздействия на человека, забываем, что патриотизм немыслим: без чувства родной природы и без любви к ней».
Кстати, местные жители в своём упрямом стремлении защитить город от экспансии «чужаков» ещё на рубеже XIX–XX веков заблокировали проект подводки железной дороги, и уже возведённое к тому времени здание вокзала так и не использовалось по назначению.

Наше путешествие по этому удивительному природно-архитектурному заповеднику, «намеренно застрявшему в XIX веке», началось не с посещения музеев, а с неспешной прогулки без путеводителя – в надежде, что прелесть местных пейзажей и тихая красота извилистых улиц с домиками в резных наличниках выведет к главной тайне – «гению места». И начали мы с самой высокой точки города, откуда открывается потрясающий вид на Оку, затем по тропе вдоль берега реки спустились в длинный овраг – «Долину Грёз», как окрестила его Марина Цветаева, и где на возвышении, возле ручья, установлен камень с высеченными словами: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Тропинка привела нас на косогор – Мусатовский косогор, как его здесь называют (кстати, художник Борисов-Мусатов был сыном железнодорожного служащего). Вернулись к первой точке нашего маршрута – Воскресенской церкви – и спустились к Игумнову оврагу к маленькой часовне, где берёт начало святой родник, известный с 1650 года. Дальше наш путь лежал через набережную на северную окраину города – в гости к Паустовскому – в дом-музей писателя, открытый 31 мая 2012 г., в день 120-летия со дня рождения Константина Георгиевича (кстати, его отец был железнодорожным статистиком). В этом доме писатель жил и творил с 1957 по 1968. Много сделал он для этого замечательного русского городка и по праву стал его первым Почётным гражданином. И похоронили певца природы и души на местном кладбище, как он и завещал. Желание поклониться могиле Паустовского, положить еловые шишки в корзинку на его могиле и привело нас в этот город.
В одном из своих писем о судьбе маленького города Паустовский написал: «Я не называю имени этого города только потому, что такой городок не один. Если приглядеться к любому городку и пожить в нём, то окажется, что он удивительно интересен, характерен, жизнь в нём разнообразна, в нём много культурных людей, и, кроме того, он кровно связан с историей страны. Но если всё-таки вам интересно, о каком городе я писал, то, пожалуй, я назову его. Это – Таруса. Та самая Таруса, что лежит где-то на краю калужской земли. Туда вы можете доехать на автобусе…»
И словами из этого письма «Город на реке» мы хотели бы завершить рассказ и о нашем душевном «духовном странствии»: «Извините за этот беглый очерк. Но если за ним последует ряд очерков от жителей таких городков о своих людях и родных местах, то моя цель будет достигнута».

Управление транспортными процессами