Задача всякого образования – приобщение человека
к культурным ценностям науки, искусства, нравственности,
превращение природного человека в человека культурного.
С.И. Гессен
Как философ и историк гуманистической педагогики (=педагогики культуры) С.И. Гессен анализировал такую форму организации творческого образовательного процесса, как «образовательное путешествие»: «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает характер творческого призвания, а круг его общения расширяется, вбирая в себя не только всё нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое, и даже будущее человечество».
![](https://static.tildacdn.com/tild3235-3538-4333-b463-633936373939/20230319_135747.jpg)
Россию часто называют страной малых городов, и именно малые города ещё остаются очагом русской культуры, охранной крепостью русского слова, домом-музеем нашей литературы...
В один из таких «милых сердцу уголков» в «духовное странствие» с целью развития познавательной активности, т.е. увлечённости процессом познания, 19 марта, в свой единственный выходной день, отправилась и команда магистрантов и преподавателей кафедры «Управление транспортными процессами».
Этот городок напоминает приоткрытое окно, заглянув в которое можно попасть в некое безвременье, увидеть жизнь такой, какой она была много-много десятилетий назад. Возможно, именно поэтому по всему городу установили старинные деревянные рамы, через которые можно посмотреть на перспективу города.
В один из таких «милых сердцу уголков» в «духовное странствие» с целью развития познавательной активности, т.е. увлечённости процессом познания, 19 марта, в свой единственный выходной день, отправилась и команда магистрантов и преподавателей кафедры «Управление транспортными процессами».
Этот городок напоминает приоткрытое окно, заглянув в которое можно попасть в некое безвременье, увидеть жизнь такой, какой она была много-много десятилетий назад. Возможно, именно поэтому по всему городу установили старинные деревянные рамы, через которые можно посмотреть на перспективу города.
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3531-4463-b739-353238326436/20230319_120342.jpg)
Эти места стали источником неиссякаемого вдохновения для многих выдающихся художников, писателей и поэтов: Василия Поленова, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Ватагина, Марины Цветаевой, Константина Паустовского, Николая Заболоцкого, Беллы Ахмадулиной, Владимира Железникова, Святослава Рихтера и других деятелей искусства. Все они отмечали лирическое настроение и необычайную красоту здешних мест: среднерусская природа в своём скромном великолепии, мощная вековая культурная традиция, выросшая на чистоте и искренности пейзажей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3764-3433-4735-b062-363231623638/20230319_162114.jpg)
Город с богатой историей, гордо несущий свои титулы: защитник земли русской на протяжении всех своих 777 лет существования; торгово-ремесленный город, и, конечно, дачная столица или «русский Барбизон», как называл его К.Г. Паустовский (по аналогии с популярным среди парижских художников французским городком): «Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. Это город отдыха, но отдыха подлинного, полного. Места здесь поистине прелестны. Этот город давно следовало бы объявить природным заповедником удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы её культурного и морального воздействия на человека, забываем, что патриотизм немыслим: без чувства родной природы и без любви к ней».
![](https://static.tildacdn.com/tild6339-3335-4330-a162-613832383436/20230319_114635.jpg)
Кстати, местные жители в своём упрямом стремлении защитить город от экспансии «чужаков» ещё на рубеже XIX–XX веков заблокировали проект подводки железной дороги, и уже возведённое к тому времени здание вокзала так и не использовалось по назначению.
Наше путешествие по этому удивительному природно-архитектурному заповеднику, «намеренно застрявшему в XIX веке», началось не с посещения музеев, а с неспешной прогулки без путеводителя – в надежде, что прелесть местных пейзажей и тихая красота извилистых улиц с домиками в резных наличниках выведет к главной тайне – «гению места». И начали мы с самой высокой точки города, откуда открывается потрясающий вид на Оку, затем по тропе вдоль берега реки спустились в длинный овраг – «Долину Грёз», как окрестила его Марина Цветаева, и где на возвышении, возле ручья, установлен камень с высеченными словами: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Тропинка привела нас на косогор – Мусатовский косогор, как его здесь называют (кстати, художник Борисов-Мусатов был сыном железнодорожного служащего). Вернулись к первой точке нашего маршрута – Воскресенской церкви – и спустились к Игумнову оврагу к маленькой часовне, где берёт начало святой родник, известный с 1650 года. Дальше наш путь лежал через набережную на северную окраину города – в гости к Паустовскому – в дом-музей писателя, открытый 31 мая 2012 г., в день 120-летия со дня рождения Константина Георгиевича (кстати, его отец был железнодорожным статистиком). В этом доме писатель жил и творил с 1957 по 1968. Много сделал он для этого замечательного русского городка и по праву стал его первым Почётным гражданином. И похоронили певца природы и души на местном кладбище, как он и завещал. Желание поклониться могиле Паустовского, положить еловые шишки в корзинку на его могиле и привело нас в этот город.
Наше путешествие по этому удивительному природно-архитектурному заповеднику, «намеренно застрявшему в XIX веке», началось не с посещения музеев, а с неспешной прогулки без путеводителя – в надежде, что прелесть местных пейзажей и тихая красота извилистых улиц с домиками в резных наличниках выведет к главной тайне – «гению места». И начали мы с самой высокой точки города, откуда открывается потрясающий вид на Оку, затем по тропе вдоль берега реки спустились в длинный овраг – «Долину Грёз», как окрестила его Марина Цветаева, и где на возвышении, возле ручья, установлен камень с высеченными словами: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Тропинка привела нас на косогор – Мусатовский косогор, как его здесь называют (кстати, художник Борисов-Мусатов был сыном железнодорожного служащего). Вернулись к первой точке нашего маршрута – Воскресенской церкви – и спустились к Игумнову оврагу к маленькой часовне, где берёт начало святой родник, известный с 1650 года. Дальше наш путь лежал через набережную на северную окраину города – в гости к Паустовскому – в дом-музей писателя, открытый 31 мая 2012 г., в день 120-летия со дня рождения Константина Георгиевича (кстати, его отец был железнодорожным статистиком). В этом доме писатель жил и творил с 1957 по 1968. Много сделал он для этого замечательного русского городка и по праву стал его первым Почётным гражданином. И похоронили певца природы и души на местном кладбище, как он и завещал. Желание поклониться могиле Паустовского, положить еловые шишки в корзинку на его могиле и привело нас в этот город.
![](https://static.tildacdn.com/tild6634-3765-4237-b362-333232356131/20230319_130003.jpg)
В одном из своих писем о судьбе маленького города Паустовский написал: «Я не называю имени этого города только потому, что такой городок не один. Если приглядеться к любому городку и пожить в нём, то окажется, что он удивительно интересен, характерен, жизнь в нём разнообразна, в нём много культурных людей, и, кроме того, он кровно связан с историей страны. Но если всё-таки вам интересно, о каком городе я писал, то, пожалуй, я назову его. Это – Таруса. Та самая Таруса, что лежит где-то на краю калужской земли. Туда вы можете доехать на автобусе…»
И словами из этого письма «Город на реке» мы хотели бы завершить рассказ и о нашем душевном «духовном странствии»: «Извините за этот беглый очерк. Но если за ним последует ряд очерков от жителей таких городков о своих людях и родных местах, то моя цель будет достигнута».